Ошибка P0420 / P0430 – причины, диагностика, удаление катализатора

каталитический нейтрализатор

Еще одной распространенной ошибкой по системе выхлопа является P0420 Catalyst System Efficiency Below Threshold.  Переводится как Эффективность каталитической системы ниже порогового значения. Данный код ошибки сообщает нам о том, что забился каталитический нейтрализатор. Достоверно определить вид неисправности поможет комплексная диагностика систем автомобиля. Код P0420 не указывает на то, что именно катализатор стал виновником неисправности, он лишь сообщает о том, что этот узел требует проверки. Второй лямбда-зонд регистрирует большое содержание кислорода в выхлопных газах либо не сгоревшее топливо. Причин такой неисправности может быть несколько и прежде чем менять, или удалять катализатор их необходимо исключить.

Причины появления ошибки P0420, алгоритм работы  

ECM в процессе работы опрашивает 1-ый и 2-ой лямбда зонды в заданный интервал времени, на основании длительности сигнала напряжения (синусоиды) поступающего от датчиков, ECM определяет состояние катализатора. Ошибка P0420 записывается в память неисправностей ECM при условии, что показания с датчиков не укладываются в этот промежуток времени. То есть изменения происходят очень медленно и лежат за пределами отведенного времени, когда снижение эффективности каталитического нейтрализатора происходит на протяжении 1,5 минут, при вращении коленчатого вала 1 700 – 2 800 оборотов в минуту. Ошибка P0420 также сигнализируется индикатором CHECK ENGINE на приборной панели автомобиля.

P0420 схема работы                             2 лямбда зонд после катализатора

 

Проще говоря ошибка неэффективной работы катализатора появляется, когда показания двух датчиков одинаковы или близки к одинаковым значениям, или сигналы лежат вне предела измерений. Или же второй кислородник часто меняет значение бедная / богатая смесь, что так же говорит о неисправности катализатора, его неспособности окислять вредные примеси в составе отработавших газов.

Симптомы неисправности катализатора с кодом ошибки Р0420

Каталитический нейтрализатор работает в паре с лямбда-зондами поэтому и симптоматика неисправности будет практически идентична. Как и при неисправных датчиках, первым сигнализатором будет горящий индикатор check engine или перегрев катализатора. В общей работе автомобиля возможны проявления следующих признаков:

 

  • повышенный расход топлива;
  • снижение отклика педали газа, потеря тяги понижение динамики разгона;
  • избыточное давление картерных газов, вследствие чего начинают потеть прокладки особенно клапанная крышка, сальники коленчатого вала;
  • посторонний шум, металлические лязги и дребезжание в районе выпускного коллектора (катализатор скорее всего разрушен).
  • машина тяжело заводится на холодную;
  • запах выхлопных газов меняется на сильно неприятный;
  • неравномерный холостой ход;
  • косвенным признаком забитого катализатора может быть очень горячий выхлоп. Помните о мерах безопасности, можно получить ожог!

 

Забитый катализатор

Ошибка с кодом P0420 возможные источники 

Ресурс каталитического нейтрализатора в среднем составляет не менее 200-300 тысяч километров, но есть исключения. Современные экологические нормы заставляют автопроизводителей снижать токсичность выхлопов. Это достигается в первую очередь очень близким расположением катализатора к выпускному тракту двигателя.

выпускной коллектор с катализаторами Toyota                          GM коллектор выпускной

 

 

Это сделано для того что бы катализатор максимально быстро прогревался и выходил на рабочий режим окисления и дожигания вредных примесей в составе выхлопа. Температура выхлопных газов на выходе может достигать 800-900 С°, что в свою очередь негативно сказывается на ресурсе нейтрализатора. Керамическая основа оплавляется или выгорает, деградирует напыление из драгоценных металлов, которое и выполняет работу по окислению. Как правило катализаторы с таким расположением едва ли проходят 100-150 тысяч километров.

 

Общий список неисправностей, которые могли привести к ошибке P0420 или P0430

  • Некачественное топливо или топливо с неподходящим октановым числом –использование топлива с низким октановым числом может привести к детонационному горению топлива. Такое горение вызывает повышение температуры выхлопных газов и может стать причиной выхода из строя катализатора.
  • Механическое повреждение катализатора – рассыпался, оплавился от высокой температуры, забился продуктами горения масла и топлива.
  • Под действием высокой температуры деградировало напыление из драгоценных металлов, хоть внешне катализатор может быть абсолютно чистым и без следов повреждения.
  • Не герметичность в системе выпуска отработавших газов.
  • Неисправности в топливной системе и системе зажигания – пропуски воспламенения.
  • Неисправен второй лямбда зонд после катализатора.
  • Нарушение в проводке второго кислородного датчика или моторной косе, идущей на ECM автомобиля.
  • Окисление или отсутствие контакта в фишке лямбды, или в блоке управления двигателем.

 

Диагностика неисправности

Следует помнить, что в подавляющем большинстве код ошибки возникает по причине неисправного катализатора. Но при диагностике нужно двигаться от простого к сложному, от менее затратного ремонта до замены катализатора или его удаления.

  • Заправка на трассе некачественным топливом, к сожалению, это не редкость и может вызвать появление данной ошибки. Вспомните возможно такая заправка имела место быть. Поможет смена топлива заправкой на проверенной АЗС либо применение специальных присадок для топлива, либо ацетона.

>>> Присадка в топливо Японского производителя KYK (Koga Yakuhin Kogyo Co Ltd) на основе PEA Полиэфир аминов. Превосходно чистит камеру сгорания , поршни и клапаны. При этом за счет 40% содержания полиэфир-аминов данная присадка не сгорает в цилиндрах двигателя и продолжает работать в катализаторе. Эффективно удаляет загрязнения с поверхности катализатора не повреждая и не нарушая его работы. Артикул 63017.

  • Осмотр проводки второй лямбды на предмет повреждений, фишки. Возможно окисление контакта как в самом разъеме, так и на контактах блока управления двигателем. Необходимо прозвонить провода что бы исключить отсутствие контакта в цепи.
  • Неисправен кислородный датчик после катализатора. Если датчики одинаковые передний и задний, можно поменять их местами. Неисправный датчик проявит себя новой ошибкой, но уже по первой лямбде с соответствующим кодом. Ошибка будет иметь вид:

P0134 – отсутствие сигнала датчика кислорода 1 перед катализатором

P0135 – неисправность нагревателя O2 сенсора 1 перед катализатором

Коды неисправности могут быть другие , поменяется лишь номер датчика со 2-ого  на 1-ый.

При выявлении неисправного датчика, необходимо заменить его на новый.

 

  • Нарушение герметичности впускной системы и системы выпуска. Неучтенный подсос воздуха может влиять на работу лямбда зондов и сваливать показания в ошибку P0420.

 

  • Замер противодавления на выпуске. Для замера противодавления в системе выпуска понадобится специальное оборудование и соблюдение технических условий для чистоты замера. Для начала замера необходимо вывернуть 1ый лямбда-зонд сняв предварительно с него разъем что бы при демонтаже не повредить проводку. Вместо датчика вкручивается манометр вакуумметр с пределом измерения не более 0.1 Мпа. Далее запускается двигатель и выводится на частоту вращения коленчатого вала по тахометру примерно на 2500 оборотов в минуту. Если давление, измеряемое манометром, превышает величину 0.010-0.015 МПа, сопротивление выпускной системы следует считать повышенным. Наиболее вероятной причиной является оплавление либо засорение катализатора. Необходима его замена или удаление.

 

  • Визуальный осмотр катализатора. При помощи эндоскопа, которые сейчас широко применяются при диагностике систем автомобиля можно оценить состояние керамического блока нейтрализатора. Оптическую головку заводят все также через гнездо 1-ого кислородного датчика. Такой способ не всегда эффективен, так как разрушение катализатора могло произойти в середине блока или его конце.

 

  • Если визуально удалось исключить разрушение катализатора , противодавление на выпуске не превышает предельных значений, 2-ой лямбда зонд корректно работает скорее всего постепенно деградирует напыление катализатора. В таком случае можно обойтись установкой обманки лямбда-зонда на второй датчик кислорода. В корпусе обманки установлен мини катализатор , который будет имитировать работу катализатора. 

Стоимость установки обманки в нашем сервисе составляет 1 500 рублей вместе с ценой на обманку.  

>> После выполненного ремонта необходимо очистить память неисправностей в блоке управления , путем удаления их и запустить новое сканирование. Ошибки по катализатору быть не должно .

Замена катализатора

Замена катализатора довольно дорогостоящий вид ремонта. Стоимость оригинального катализатора может доходить от 20 000 до 120 000 тысяч рублей в зависимости от марки автомобиля плюс работа по замене. Универсальные аналоги стоят в 10ки раз меньше, но при их выборе следует тщательно обращать внимание на производителя. Китайские универсальные блоки имеют непродолжительный срок службы, низкокачественное керамическое или металлическое основание блока, которое довольно быстро приходит в негодность, и ошибка возвращается.

Одним из самых популярных решений при неисправном катализаторе является его удаление с последующей установкой пламегасителя. При этом способе ремонта обязательно условие – это установка обманки лямбда-зонда с соответствующим экологическим классом на второй датчик кислорода. Возможно пере прошивка автомобиля под более низкий экологический класс, например, ЕВРО3 или ЕВРО2 или же программное отключение заднего лямбда-зонда. Стоимость такого ремонта как правило не превышает 6-15 тысяч рублей со всеми расходными материалами и работой.